Высшей ценностью по Вашей Конституции является благо. Что входит в понятие благо ?

0
454

ВОПРОС: В проекте Конституции есть положение, что высшей ценностью России является всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании. Что входит в понятие «благо»? В чем отличие всеобщего блага от общественного?

ОТВЕТ : Это очень важные вопросы. Они, как и каждая статья нашего проекта Конституции, связаны с довольно глубокими философскими и иными научными социально-гуманитарными проблемами.

Почему столько разных благ тут перечислено? Потому что государственное управление в стране, которое задает Конституция, обязано различать все интересы всех законных носителей этих интересов, а не только друзей по дачному кооперативу.

У государственного управления должен быть принцип — видеть всех законных носителей интересов, знать и уважать эти интересы и находить такие сложные синтезированные композитные решения, которые балансируют все эти интересы, даже когда эти интересы конфликтуют.

Что такое благо? Человек — это образец жизни. Совокупность людей — это тоже образец жизни. И в витальной модели сложной социальной системы государство — это тоже образец жизни. Чтобы жизнь существовала, а не исчезла, она должна обмениваться с внешней средой. Чем? Веществом (поел, попил, подышал), энергией (согрелся, охладился), информацией. Возникает необходимость в обменах, которые вызываются потребностями. Реализация этих потребностей — и есть факт получения блага, то есть ресурсов для жизнедеятельности образца жизни. Вам кажется, что это как то слишком утилитарно, материально. А где же счастье? А где же духовность? А это информация.

Человек психологически спокоен, если он получает информацию, дающую ему уверенность в будущем. Искусственное противопоставление «государство для человека — или человек для государства» ориентирует составителей Конституции на интересы отдельного человека. Но ведь есть социальные группы и, наконец, все общество в целом — тоже элементы или образцы жизни. Они тоже обладают потребностями обмена, и получения благ. Тут уже возникают важные вопросы. Это уже разговор о системе устройства государства.

Есть социальное государство — welfarestate. В действующей Конституции Российской Федерации написано, что Россия тоже социальное государство. Welfarestate — это западный опыт, который основан на том, что валовая добавленная стоимость, создаваемая трудами всего сообщества, перераспределяется через прогрессивные шкалы, общественные фонды перераспределения, бюджетные пенсионные фонды. В этих механизмах управления потоками, ресурсными трансферами важна цель и критерий, который выполняется для достижения этой цели. Если речь идет о либеральной модели устройства, когда каждый сам по себе, то общественные блага представляются как арифметическая сумма благ или выигрышей каждого индивида. Это, прежде всего разговор о материальном перераспределении.

В социализированной модели бытия общества и социализированной форме государства арифметический подход не достаточен, потому что возникают еще субъекты. Общество в целом и государство как субъект (а не собрание чиновников), заинтересованные не только в сумме килограммов мяса, литров молока и квадратных метров жилья, но еще и в безопасности страны, справедливости, нравственности, праведности, то есть в вещах, которые стоят выше, чем материальный уровень (разделил, сложил — получил общественное благо).

Всеобщее благо — это благо всех вместе, то есть благо всего народа, государства, благо иного уровня субъектности. Либералы, социал-дарвинисты и людоеды этот уровень субъектности вообще не признают. Тут большое отличие! Возникает представление о благе самого государства. А как же без него, если мы хотим, чтобы государство было сильным, устойчивым, суверенным, способным отражать угрозы и обеспечить безопасность жизни самому себе и обществу, которое оно окормляет?

Поэтому за каждым словом проекта нашей Конституции стоят большие пирамиды очень важных смыслов, смыслов жизни, выбора между добром и злом, выбора ценностей или только желудка, или еще и духовности. Ваши примеры, которые вы попросили меня прокомментировать как раз об этом. Я готов по каждой статье Конституции показать вам, друзья, что она не с потолка срисована. В ней нет лукавства действующей Конституции, в которой написано, что высшая ценность — это права и свободы человека, а через несколько статей написано, что высшие ценности — права и свободы — могут быть ограничены в интересах безопасности, общественной нравственности и в интересах других людей. Так высшими ценностями являются не права и свободы(!), а нравственность, безопасность, интересы других людей, которые почти уже прямым текстом говорят: «Коллективность, общественный социальный характер устроения жизни — вот высшие ценности!». В нашей Конституции мы так и пишем.

Нынешняя лукавая Конституция РФ подстроена под то, чтобы правами и свободами обладали только те, у кого есть деньги или пожизненные кресла во власти, что они и организуют в нашей стране, порождая новое явления, которые я как политолог характеризую как хунтоподобное, монополизированное, приватизированное государство. Всего несколько слов в Конституции, а жизнь страны устраивается иначе.