Правительство объявило, что намерено сократить расходы государственного бюджета на 5%. В 2013 году они составляют 13,4 триллиона рублей. 5% составят около 0,7 трилл. руб. или 700 млрд руб. И хотя эти планы касаются 2014 — 15 гг оценить, что они означают для жизни в России следует.
Как следует из приложения N7 («Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2013 год») к Федеральному закону о бюджете на национальную оборону в 2013 году планируется потратить 2,3 триллиона рублей (в 2012 году было 1,9 триллиона), на здравоохранение – 555 миллиардов (в 2012 году – 507 миллиардов), на образование – 614 миллиардов (в 2012 – 597 миллиардов).
Как говорится, почувствуйте разницу. Вернее сходство сокращаемой суммы с актуальными нуждами страны. Такими, например, как образование и здравоохранение. Нагляднее всего их сравнить с сопоставимыми странами. Россия из них уже самая либеральная. А как же, Медведев Д.А. недвусмысленно еще в 2008 году (на Красноярском экономическом форуме в своей предвыборной президентской платформе) определил: «Медицинская среда должна становиться конкурентной, и я думаю, что мы должны … максимально способствовать, чтобы в эту сферу пришли и частные инвесторы. На самом деле это большой и перспективный бизнес.». Медицина для «них» это оказывается бизнес. Бизнес на здоровье людей. Таковы и решения, и результаты в части здоровья.
страна |
Доля госрасходов к ВВП на здравоохранение, % |
Доля частных расходов к ВВП на здравоохранение, % |
Отношение госрасходов к частным расходам |
Продолжительн. жизни, лет |
США |
6,9 |
8,3 |
0,8 |
78 |
Канада |
6,8 |
2,9 |
2,4 |
81 |
Германия |
8,2 |
2,5 |
3,3 |
80 |
Франция |
9 |
2,3 |
4 |
81 |
Великобр. |
7,1 |
1 |
6,8 |
79 |
Италия |
6,8 |
2,1 |
3,3 |
81 |
Япония |
6,7 |
1,5 |
4,6 |
83 |
Россия |
3,2 |
2 |
1,6 |
66 |
(по данным на 2005 г. Греков Е.И. pandia.ru)
Так же и с образованием.
страна |
Доля госрасходов в ВВП на образование, % |
США |
5,8 |
Канада |
5,4 |
Германия |
4,7 |
Франция |
5,9 |
Великобр. |
5,4 |
Италия |
4,9 |
Япония |
3,6 |
Россия |
3,8 |
(по данным на 2003 г. Греков Е.И. pandia.ru)
Россия и тут самая рыночная разрыночная. И теряющая свои интеллектуальные потенциалы. Школа для «них» тоже не предмет образованности, а что-то вроде коммерческого киоска. Вновь цитата. Медведев Д.А. : «Важно также, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников». (Цит. там же). Ребенок для «них» в школе – это обуза. А не обуза, когда деньги с собой приносит. Фантастическая откровенность.
Других, не менее важных нужд для применения госбюджета еще много. От обороны до инвестиций. Вместо которых все иностранные ждут, ждут, да никак не дождутся.
Но вернемся к бюджету. В чем дело? Почему происходит сокращение расходов? Причин бывает две.
1. Упали доходы бюджета.
2. Принято политическое решение уменьшать отношение госрасходов к ВВП. Это означает скрытую приватизацию в виде разгосударствления не только основных фондов, но и совокупного оборотного капитала. Государство сбрасывает с себя в этом случае какие-то сферы ответственности. Чисто либеральная технология.
Может быть, одновременно и то и другое.
Если верить Росстату, то ВВП у нас не падает. Тормозит в своем росте, но не падает. Значит, если это правда, то актуальна вторая причина – очередной приступ либерофрении. Дело в том, что доля госрасходов по отношению к ВВП, характеризуя степень либеральности модели страны в России одна из самых маленьких.
страны |
Доля государственных расходов в ВВП, % |
Великобритания |
39,7 |
Германия |
47,4 |
Италия |
50,7 |
США |
33,1 |
Швеция |
60,8 |
Япония |
35,5 |
Россия (2012 г) |
37,4 |
(цит. там же и авторские данные)
В 2010 г., по данным Минфина, расходы расширенного бюджета РФ составили 38,9% ВВП, в 2009 г. — больше 40%.
Расширенный бюджет включает в себя федеральный бюджет, бюджеты регионов, бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Т.е. доля государства падает: т.е. либерализм расцветает. Государство самоустраняется, российский частный капитал все больше прибирает к рукам. Может оно бы и хорошо, да только целевые показатели развития страны доказывают иное. Значит, определенная политическая логика у либеральных российских властей уменьшать расходы бюджета налицо.
Но можно предположить еще одну возможность. Что негодная экспортно-сырьевая, либерализованная и демонетизированная экономическая модель рано или поздно должна перестать маскироваться нефтяными «успехами» и провал развития станет очевидным. Да и как иначе, если коэффициент валовых накоплений в стране один из самых маленьких (это доля всех инвестиций к ВВП) — 19% (сравнить с китайским в 46%). Провал развития это очень чувствительный имиджевый политический удар по верхней власти, отражение ее дееспособности. Поэтому, в частности, меняются руководители Росстата. Искусство маскировать провалы в управлении страной от «иносказания» до прямого вранья, к сожалению, есть действительность.
Пока ВВП не сильно падал, можно было привирать в угоду большому начальству. Но когда дело запахло падением в минус несколько процентов, появились разговоры о рецессии, о стагнации, о замедлении роста. Мол, опять виновата мировая экономика, «припала» она отчего-то. Но падение продолжается. Поэтому сокращение расходов бюджета есть прямое свидетельство признания властью экономического падения.
Насколько упал в действительности ВВП? Есть способы проверять достоверность официальных сообщений Росстата. За многие годы установлена зависимость ВВП и объема грузоперевозок по России. Это фактически формула связи. Так вот, если ей воспользоваться, то, исходя из официально опубликованных за полгода 2013 года данных о падении грузоперевозок на 3,7%, можно заключить, что ВВП упал примерно на такую же величину. При сохранении тенденций в годовом пересчете это дает более 7% падения ВВП. Бюджет в России составляет чуть меньше 40 % ВВП. Значит в годовом исчислении падение доходов бюджета можно оценить как 3%. Тогда становится понятна логика правительства. Не допуская по монетарно-либералистским формулам дефицит бюджета они собираются секвестировать расходы бюджета. И, либо они знают, что падение ускорится, и исходя из этого сокращают расходы с запасом. Либо под шумок делают еще один либерально-кастрационный шаг в отношении доли государства в делах страны. В любой версии — либеральный приговор российскому государству — выполняется.
Секвестр бюджета не может пройти мимо Государственной Думы, ибо закон о бюджете есть закон. И его нужно будет менять. Но какие сомнения, что Единая Россия поддержит правительственную инициативу. Не для того же ее в едином порыве всех ветвей власти и по горизонтали, и по вертикали с помощью масштабной фальсификации протаскивали в Госдуму в 2011 году, чтобы она самостоятельность проявляла.
Когда-то при Черномырдине в 90-е годы также вставал вопрос о секвестре. Но тогда были цены на нефть 20 долл. за баррель. На сегодня свыше 100. Уже и это не спасает. Настолько беспомощно и ошибочно государственное управление. Соответственно и Правительство Медведева. Кажется, что это правительство вообще ничего не может. Не в последнюю очередь потому, что, казалось бы государственные, корпорации на деле отдают государству всего около (цифры секретятся) 10-20% прибыли. Остальное в своем распоряжении оставляют. А распоряжение таково, что недавно в оффшорах на Кипре эти деньги обнаружили. А распоряжение таково, что члены правления госкомпании получают по 7 миллионов рублей в месяц и золотые парашюты в млрд рублей. А распоряжение таково, что инвестирование на развитие составляет в разы меньше, чем в аналогичных производствах за рубежом.
Либерально-монетаристская, асоциальная модель экономики есть тупиковый путь для России. Он ведет страну к кризису и социально-политическим потрясениям.
Если Путин начал поворачивать страну от этого гибельного пути, что (хочется верить) мы видим на примере внешней политики, то вся логика действительности требует: он должен начать поворот и в финансово-экономической сфере. Если же нет, то и во внешней политике все сведется в итоге к тому же: в лучшем случае двойной игре, а в худшем — уже традиционному пренебрежению национальными интересами страны.
Держитесь правды. В правде сила.
P.S. Наши расчеты показали, что оптимальная доля государственных расходов в ВВП для России – около 65%. Примерно, как в Швеции. (См. на сайте rusrand.ru. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике. Коллективная Монография в 5-х томах. М., Научный эксперт. 2008 г. С.3364 + 18 листов приложения. Под редакцией С.С.Сулакшина.)
Степан Степанович, вопрос не по теме. Почему вас нет на Профессионалах.РУ? Ваши статьи там будут востребованы.Приглашаю. С уважением Павел.
Цитата,
» Либерально-монетаристская,… модель экономики… ведет страну к кризису и социально-политическим потрясениям.»
Стапан Стапанович, об чём печаль? Плановая модель экономики привела к потрясениям… теперь эта приведет..
Кто у власти? Оне думают, оне решають, нас(вас) не смлышат. А так им надо!!!(:smile:)
Это как на предприятии Нововятский лыжный комбинат на котором я работаю.
Пришла новая команда с большими деньгами. Покупают оборудование дорогое, набрали охрану, что-то строят офисе.
Сильно сокращают рабочие места. Идея. Будет мало народу, с хорошей зарплатой и огромным КПД. Бывший гл. бух приходила на завод, что никак золотой песок мыть начали?
Внутри предприятия уже никто не верит, что у них что-то выйдет.
Но линия проводится. Кто-то их научил такой идее и они ее проводят.
Будет потом интересно узнать, получилось у них или нет.