ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

    1
    328

    Госдума ускоренно рассматривает антикризисные законопроекты, расширяющие полномочия правительства. Наученное опытом, наше правительство больше не увлекается заклинаниями вроде: «кризиса не будет» или «кризис нас обойдет».

    Напротив, оно выступило с признанием того, что кризис очень вероятен, и объявило о подготовке антикризисных мер: резервируется около 500 миллиардов рублей, срочно принимаются законы и поправки в Бюджетный кодекс, меняется порядок формирования бюджетных доходов от продажи нефти и газа, меняется расходование финансовых средств для поддержки экономики страны.

    Казалось бы, благое дело: кто предупрежден, тот вооружен. Но разберемся в деталях. Какие именно меры и на каких основаниях предлагает правительство? Когда вникаешь в это, становится не по себе.

    Первое: никаких уроков из докризисных обстоятельств 2008 года и самого кризиса не сделано. Тогда Россия потеряла 8% ВВП, а соседний Китай свой ВВП примерно на те же 8% увеличил. Почему?

    Потому что российская экономика демонетизирована. Потому что в России инвестиции составляют не более 19% ВВП. Потому, наконец, что Россия «космополитизировала» свою экономику, она чрезвычайно сильно зависит от мировой конъюнктуры, от импорта.

    Напомню, что внешний корпоративный долг России на сегодня составляет 580 миллиардов долларов. И он продолжает расти. А внутреннего кредитования недостаточно: ему препятствуют и демонитизированная экономика, и тощий поток рефинасирования национальной банковской системы, и мизерный по мировым понятиям кредитный портфель, и учетные кредитные ставки, в разы превышающие мировые. Все это подавило кредитный инвестиционный контур внутри страны.

    Итак, выводы не сделаны. Более того:

    опыт якобы удачного преодоления кризиса 2008 года сегодня предлагается как пример, на основе которого и вырабатывается стратегия действий.

    Фактически же речь идет о готовности вливать деньги в экономику через докапитализацию банков и выдачу государственных гарантий предприятиям. Опять игра в финансовом секторе — вместо восстановления финансовой системы, монетизации экономики, улучшения внутреннего инвестиционного контура, вместо доведения уровня внутренних инвестиций до приемлемого. Подобные меры даже не обсуждаются.

    Как и в прошлый раз на фоне ползучей девальвации рубля, так и теперь в условиях начавшейся девальвации банки будут конвертировать эти дополнительные средства в валюту, выводить за рубеж, и реальный сектор опять ничего не получит.

    Второе. Вновь предлагается сокращение бюджетных госрасходов. Поразительное намерение: в то время как практически все страны мира в условиях кризиса наращивают государственные расходы, российское правительство их уменьшает.

    Предлагаемые цифры таковы: расходы федерального бюджета с сегодняшнего уровня в 21% ВВП к 2020 году упадут ниже 18%.

    Третье. Преобразуются расчеты так называемого нефтегазового трансферта, а именно пути использования доходов от продажи нефти и газа. Они идут в расходные статьи бюджета, они могут пойти на покрытие бюджетного дефицита, но при определенной цене на сырье они начинают поступать в специальные фонды. Фонда два: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (хотя язык не поворачивается называть это благосостоянием).

    Итак, альтернатива такова: нефтегазовые деньги идут либо на текущее потребление и погашение дефицита, либо в кубышку. А промежуточного, столь естественного и необходимого стране решения — пустить их на развитие, на инвестирование — как не было, так и нет. Главная беда, из-за которой Россия подошла уязвимой к 2008 году и показала миру пример худшего сценария кризиса, не только не преодолевается, а возводится в ранг официальной государственной политики.

    И последнее. Это очень легко рассчитать любому.

    Падение цены на нефть в полтора раз в 2008 году привело к спаду ВВП на 8%. Что такое 8%? Это 5 триллионов рублей. 

    Это падение стоило России 5 триллионов рублей дефицита. На сегодня падение цены в пересчете на год уже означает 5%-ный спад ВВП. Значит, примерно 4 триллиона рублей. Правительство же сообщило, что зарезервировало на случай кризиса 500 миллиардов. Прогнозы показывают, что дефицит будет в триллионы, а готовность же к нему — в 10 раз меньше. Такова степень подготовленности к кризису, понимания его истинных причин.

    На наших глазах обнажается тревожный факт: все пагубные последствия кризиса, бремя которого в итоге ложится на плечи простого населения, мы творим своими собственными руками в силу глубоко ошибочной финансово-экономической политики. К сожалению, нет и намека на то, что она будет меняться в ближайшее время.

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. Прошедший кризис ничему не научил преступную клику из кремля. К сожа
      лению приходится констатировать,что они живут там изолированно, замкнуто и Чужим для них мнением Народв россии-не интересуются…Вот
      такие правители достались стране…И кто за них голосует-не ясно?.. Всё
      от них ложь обман и надувательство. Одна видимость-госуд.дум и забот,а
      на деле-один пшик и ничего-Пустота и боязнь потерять Автритет и свою
      власть…