О главных задачах Центра

    2
    64

    В любом государстве власть анализирует проблемы вверенного ей объекта управления, то есть страны, разрабатывает решения этих проблем, ищет возможности их реализации.

    Власть — это политики, публичные деятели различной квалификации и опыта, но неотъемлемой ее частью является профессиональное звено — эксперты, консультанты, разработчики. В этом пространстве профессиональной интеллектуальной поддержки власти работают разные институты и организации. Часть из них аффилированы с системой государственной власти, являются бюджетными организациями. Но часть научно-экспертных институтов относятся к классическому гражданскому обществу, представляют собой негосударственные, некоммерческие организации.

    Эти негосударственные организации по своей инициативе разрабатывают ту повестку вызовов и вопросов, которая стоит перед действующей властью. Иногда их разработки попадают на стол управленцев, достигают их ушей, формируют решения властных институтов. Иногда нет. Иногда эти институты получают заказы от власти, иногда работают на собственных основаниях.

    В Америке таких институтов — think tanks — около двух тысяч. Из наиболее известных —Rand Corporation, институт Santa-Fe, в Великобритании — Chatham House и др. В России уже довольно давно существует наш Центр. Он сложился на основе нашего реального политического опыта (это работа и в Верховном Совете СССР, и в Государственной Думе РФ, и в системе представителей президента России). Центр объединяет ученых разных дисциплин.

    Мы выработали собственную профессиональную методологию проблемного анализа и проектирования государственно-управленческих решений.

    Наши эксперты разрабатывают проекты федеральных законов и программ развития, изучают фундаментальные и прикладные проблемы государственного управления и государственной политики. Наши научные результаты уже начинают получать признание за рубежом. Наиболее серьезное достижение Центра за последнее время — это проект новой конституции, построенный на основе строго научных методов. Кроме того, мы переходим к созданию учебных продуктов для высшей школы, для факультетов госуправления, менеджмента, политологии, философии.

    Центр становится значимым научно-исследовательским и научно-проектным институтом нового типа, похожим на западные аналоги, прежде всего Rand Corporation. Масштаб его пока меньше, но смысл таков.

    Существует колоссальный объем информации, разработок, проектов, предложений, идей, которые от общества поступают все выше и выше на очередные этажи иерархии власти, возглавляет которую президент. «Внизу» — 143 миллиона человек, и один-единственный человек «наверху» (условно один, конечно: есть и правительство, и околовластные аналитические группы). Он должен получить достоверную, релевантную, профессионально организованную информацию чтобы составить адекватное представление о стране как объекте управления и на этом основании вырабатывать точные управленческие решения. Как сконцентрировать, уплотнить, передать эту информацию о стране, чтобы она стала доступной одному человеку? Это серьезный вызов — и серьезная опасность искажений, как специальных и целенаправленных, так и шумовых.

    Если система информационного лифта организована неудачно, обязательно будут искажения. Возникает, в частности, проблема идеологической скошенности в системе госуправления: правящая группа или лицо может выбирать из нескольких источников информации, из разных проектных групп что-то одно, близкое его представлениям. Например, если руководитель — убежденный коммунист, он будет отдавать предпочтения соответствующим интеллектуальным школам, если он — экстремальный либерал, тогда он тоже сделает свой выбор.

    Столкновение догматических идеологических платформ — это самая большая беда современного российского государственного управления.

    В нашем Центре нам удалось избежать «идеологической скошенности». Мы совершенно иначе строим представления об управлении государством. Мы считаем, что в его основе лежат решения многочисленных иерархических задач на достижение максимума успешности по поставленным целям. Поэтому разговор у нас конкретный: не о «измах» — либерализме, коммунизме, а о том, какие параметры управления страной и как настроить, чтобы успешность была максимальной. Здесь, конечно, тоже возникают свои сложности, решение этих задач требует профессионализма, понимания того, какие параметры от чего зависят.

    Что понимается под успешностью страны? Если говорят о пресловутой конкурентоспособности – то это просто глупость: переносить критерии экономической и даже коммерческой деятельности в сферу сложной социальной системы, коей является государство, просто неадекватно. Проблема успешности и целеполагания нетривиальна.

    Наш Центр доказывает, что Россия идет неверным путем: это показывают ухудшающиеся показатели подавляющего большинства контролируемых параметров развития страны. Сегодня выбор политического руководства сделан в сторону либеральных научных школ, центров и проектных организаций. Значит, именно этот выбор, именно эта либерально-космополитическая (в широком смысле слова) модель страны неработоспособна, она ведет ее к неуспешности и деградации. Представления о законах государственного развития неизбежно изменятся, на смену этой парадигме развития обязательно придет другая, более сбалансированная. Я рассчитываю, что это произойдет в ближайшие годы.

    Либеральные научные и консалтинговые направления и группы получают мощное финансирование, в том числе и из государственного бюджета.

    Так выросла мощная группировка ГУ–ВШЭ, так развивается РАНХ. Помимо госбюджета, значительная финансовая поддержка идет из-за рубежа, понятно, почему: либеральная доктрина снижает геополитический потенциал России, и для ее геополитических противников очень выгодно оплачивать это процесс.

    Что касается более сбалансированной научно-экспертной платформы, тут с финансированием сложнее. Сформированный за 20 лет либеральный состав федеральной власти, естественно, не заинтересован в заказах этим научным школам и группам, не говоря о западных грантах, у которых цели противоположны успешности развития в центристском пророссийском научном лагере.

    Тем не менее, работы ведутся. Сожалею, что не хватает информированности об этих работах. А ведь в Центре создаются ключевые проекты по каждой сфере жизнедеятельности страны: регионального и федерального устройства, гуманитарных систем, экономического и финансового развития, социального строительства, созидания политической партийной системы, внешней политики. Мы разрабатываем полномасштабные и кондиционные с точки зрения регламента государственной власти проекты доктрин: это и социальная доктрина России, и экономическая доктрина России, и антикоррупционная, и конкурентная доктрины, и доктрины безопасности и развития России. Наконец, это проект конституции страны.

    Все вопросы поставлены и решены на уровне политических, управленческих и конституционно-правовых требований. Таким образом, мы готовим профессиональные документы, готовые к тому, чтобы хоть завтра принимать их на референдуме. Поэтому процесс оздоровления экспертного пространства начался, и он будет развиваться, хотя это потребует усилий и времени.

    Источник

    2 КОММЕНТАРИИ