Ноосфера

    6
    345

    Этот термин не так широко применяется в обычных жизненных «скобках». Но в научном, прикладном плане, и в плане тех смысловых вызовов, которые обязательно придут и уже приходят в нашу жизнь, в широком смысле — этот термин весьма важен.

    Из самой конструкции этого слова (ноо-) вытекает, что это обозначение какой-то локализованной адресации смыслового назначения, связанной с разумом, а значит, с человеком. Адресация может быть локализована либо в смысловом пространстве, либо в физическом пространстве — географическом или мировом (отчасти — сфера). Поэтому, подходя поначалу немного механистически, определение, которое я даю, и которое порождает дальнейшие возможности для интерпретаций и комментариев, следующее: «Ноосфера — это часть окружающего мира, мироздания, связанная с человеком (человечеством) и преобразуемая им».

    Итак, что такое «связанная с человеком»? Вообще это с трудом раскрываемое содержание — и именно потому, что ум человеческий давно пытается проникнуть в проблему связанности феномена человека, его разума с окружающим мирозданием, но не очень-то в этом преуспел. Потому что длительное время был установлен достаточно непродуктивный предел, предел догматический, предел, который сталкивал светскую науку с глубинными религиозными представлениями, содержащими знание, а не только догматику. Этот предел был связан с тем, что одно объявлялось материальным, другое — идеальным, одно — якобы существующим, другое — якобы выдуманным нами. Это довольно отчётливый научно-методологический тупик.

    Я не буду касаться исторической генезисной части, но обращу внимание на то, что сегодня в понимании смысловой нагрузки этого термина отчётливо сосуществуют два пространства, связанные с фамилиями учёных, которые их продвигали — Вернадского, Пьера де Шардена, Леруа. Подходы Вернадского относятся ко второй части моей дефиниции, в части преобразования человеком мира. Надо вспомнить такие, например, крылатые выражения, как выражение Мичурина: «Не надо ждать милости от природы, наша задача — взять их самим». А потом появилась шутливая вариация: «Нельзя ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали…». То есть это проблема соотношения действующей человеческой цивилизации и её встроенности в окружающую среду. Это проблема экологии, проблема исчерпания ресурсов, формирования механизма их воспроизводства, проблема гармонизации постоянно растущих потребностей, объёмов преобразований окружающего мира и сохранности этого мира. В действительности это механистическая, прагматическая, практическая задача и проблема. Вполне понятно, что она разрешима по мере научно-технического прогресса человечества. Здесь отчасти пассивный смысловой момент — мы что-то делаем, что-то преобразуем, поэтому возникает ряд проблем гармонизации с окружающим миром. Это, конечно, важно. Но это — не всё.

    Вопрос о втором содержании понятия ноосферы, о тех зацепках мыслителей, и, в том числе, наших задач, которые мы, в силу своих возможностей, пытаемся решать — гораздо более интересен. Провоцируется он в одном слове моего определения — «часть мира, связанная с человеком». Что это такое, в чём состоит связанность? Что такое, по сути, человек? Человек, который связан с частью мироздания — с землёй, окружающим пространством, какими-то зримыми пределами, т. е. мерными пространственными масштабами — на сегодня от суб-ангстремных масштабов до астрофизических масштабов (1064 километров). Вот хотя бы в этих пределах, которые человек хоть как-то физически фиксирует, — что такое «связанность человека» с окружающей частью мира? И что такое человек?

    На сегодня мы уже можем представлять, что наша бренная оболочка, вполне физичная, состоящая из молекул, атомов, химических элементов, нейронов, клеток — на сегодня уже протезируется. Уже самовоспроизводится, а через миллион, миллиард лет — таков мысленный эксперимент — наука и техника позволят эти абсолютно материальные, физические компоненты нашего тела воспроизвести искусственно. А поэтому тело не нужно! От него можно избавиться и сделать его бессмертным, воспроизводя искусственно.

    Но тогда возникает вопрос — а не исчезнет ли при этом человек? И ещё вопрос — а что такое тогда человек, если тело — вещь совершенно для него необязательная? Ведь он его может сам построить, выкинуть, заменить, состряпать к понедельнику тело другого цвета и так далее. В чём тогда сущность — ядерная, незаменимая и абсолютно необходимая для того, чтобы сама категория человека имела место? Тут современная наука не очень-то преуспела. Скорее, преуспели древние знания, которые заложены в религиозных доктринах. Актуализируется задача некой синергии (сосуществования, взаимообогащения, взаимодействия) светских научных концептов и глубинного, древнего знания о природе мироздания. Так вот что это такое — человек?

    Только-только наука начинает зацепляться за саму постановку вопроса. Каковы первые облики ответов? Это что-то совсем не столь примитивно-материальное, что можно пощупать. Это что-то сродни полевым явлениям мироздания, что-то, что имеет другую природу материи, пока ещё наукой не очень улавливаемую. Примерно как в XIX веке учёные, философы вдруг стали убеждаться, что реальны не только осязаемые предметы, но и электрическое поле, магнитное поле, электромагнитное поле, гравитационное поле, поле близкого взаимодействия в ядре и т. д. Так кто ограничил поиск и мысль в том плане, что сущность человека, сущность его сознания, разума, души — тут не в словах дело — это сущность, которую ещё предстоит познать? И нет запрета на предположение, что эта сущность некоего квазиполевого характера лежит в основании и всего осязаемого мира. И когда религиозный концепт говорит, что Создатель, везде и всегда присутствующий и т. д. — это вещь, не подвергаемая сомнению, то и с точки зрения логико-философской модели, уже в рамках светской науки на сегодня мы имеем право и обязаны сказать: а почему бы и нет?

    Появляется бесконечно интересный вызов: если сущность человека, пусть она пока и не совсем улавливается, полевого характера — то она действительно связана с окружающим миром абсолютно фундаментально. И гениальность Вернадского, его последователей в том, что они «поймали» эту мысль. Человек и природа представляют тогда собой не просто единый комплекс хозяйственной деятельности с экологическими вызовами, но гораздо более глубинный, очень слабо пока исследованный, или даже совсем не исследованный, физически соединённый комплекс. Суть человека — разум, сознание, душа — как физическое явление, как тип материи, пока не очень улавливаемой, и её соединённость с окружающим мирозданием.

    Поэтому термин «ноосфера» для современной фронтирной научной повестки, постановки задач — абсолютно актуален, очень важен и очень интересен. Надо, правда, признавать, что это только-только открывающийся фронт. Но это означает, что впереди невероятно интересное поле для проникновения в природу мироздания, поле науки. И призыв в этом контексте существенен: не надо забивать себе ход мысли догматическими пределами. «Вот это — материально, это — идеально», «религия — это опиум для народа», «всё, что содержится в религии даже с точки зрения концептуальных гипотез — всё это ерунда и это нужно выкинуть, забыть» — вот это всё в сторону. И тогда «ноосфера» — это термин, который в повестку современной, светской, обычной, настоящей науки, входит совершенно по праву. Я-то убеждён и, мне кажется, мы совместно убеждены в том, что в ближайшем будущем человек сделает для себя немало открытий в этой области.

    Итак, ноосфера — это часть окружающего мира, связанная с человеком (человечеством) и преобразуемая им. Но с человеком не просто как с бренным телом, которое родилось, развилось в сфере органики, химических и физических процессов, а потом ушло в землю, сгнило и растворилось. Нет, человек — это гораздо более сложная вещь, что человечество ещё только будет познавать.


    ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

    Эволюция человечества. Куда мы идём?

    Бог и эволюция

    Социальная природа и ее связь с категорией материи

    Сознание материально

    Обретение смыслов. Пассионарность

    История мира на основе ценностного критерия развития человека

    Витальный подход к сложным социальным системам

    Гуманитарная наука и научные революции


    6 КОММЕНТАРИИ

    1. По Вернадскому : «…должны проявляться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила…»
      Усмотрел в тезисе — человека (отдельно) и какой то всевышний разум(в биосфере) тоже отдельно от человека. Мож ошибаюсь в понимании тезиса. А так =100500)))

    2. Евгений, не претендую на точное определение. Но давайте разберемся.
      Человек — это единичный разум, по вашему сервер. Общество, цивилизация — общественный разум, общественное сознание. Тоже можно назвать Сервер, но очень большой.
      Отличие разума от сервера — это как сознание и бытие. Сознание — идеально, бытие — материально. Причем сознание находится в материальном. Мозг чела есть материальная субстанция, разум, сознание есть не материальная субстанция. Это «продукт» мозга. Мозг — «умеет» думать, сервер нет. Сервер — запоминает,хранит и выбирает информацию, самостоятельно не «умеет» вырабатывать. Например, как книга.

      Между прочим, система образования советская и болонская отличаются именно тем, что сов система учила «думать», болонская учит запоминать, хранить и выбирать, но никак «не думать».

      Ноосфера = ноо (разум) + сфера (ограниченное пространство).

      Теперь логика. Разве можно ограничить мозг вырабатывать Разум, то есть «думать»? Можно,только болонской системой образования и то сомнительно, хотя попытки продолжаются.

      Вся история чела — это его жизнь, есть познание окружающего мира. Мир бесконечен, стало быть и его познание бесконечно. Вчера мы знали меньше, чем сегодня. Сфера расширилась. И так до бесконечности.

      Теперь уточняю формулу.

      Ноосфера — Воображаемое пространство разума с бесконечно расширяющейся сферой действия.

      • «Ноосфера — Воображаемое пространство разума с бесконечно расширяющейся сферой действия.» —

        Вернадский понимал под ноосферой «. Ноосфера — «такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая сила»» +
        «П. Тейяр де Шарден называл ноосферой некую «оболочку мыслей» над Землей. Он представлял разум как пламя, в котором греется земной шар и которое постепенно охватывает планету, образуя ее новый покров: «Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления.»

        То есть, Вернадский понимал нечто другое под термином ноосфера,чем Шарден.
        Он понимал ноосферу как симбиоз разумной деятельности человечества с биосферой Земли.
        Эта идея оказалась слишком романтичной — природная среда в настоящее время деградирует, человечество стремительно растет увеличивая антропогенную нагрузку на биосферу, среду проживания. Та что(я так считаю) человечество пока удаляется от идеи Вергадского.

        Что касается смысла термина ноосфера по Шардену, то он как раз близко к идее глобального информационного поля. Все поля материальны, имеют носители и структуру. Сознание также материально в этом смысле. Любая мысль — это активированная вполне конкретная архитектура нейронных сетей в мозге. То есть по эти нейронным сетям проходит сложный электрохимический сигнал. А сигнал — вещь вполне материальная. То есть, мысль, любая мысль даже неосознанная — вполне материальна и ее в принципе можно записать на какой-нибудь носитель.

        Что касается бесконечного расширения — то сигнал убывает обратно пропорционально квадрату расстояния. И поэтому на бесконечности он будет равен нулю.

        Чтобы охватить информационным полем всю Вселенную — надобно периодически усиливать сигнал, то есть ставить подобие сервера через определенное расстояние(конечное) Число таких серверов
        при «бесконечно расширяющейся сфере» также будет бесконечным.

        Так что идея вселенского информационного инета нереализуема. Но звучит красиво.
        К тому же при реализации такой идеи даже в масштабах нашей галактики — без космического субъекта с огромными техническими возможностями — не обойтись. Скорее всего это должен быть «Бог» или нечто вроде него.

    3. Разум — свойство материи. Шар – геометрическое тело, ограниченное поверхностью, все точки которой находятся на равном расстоянии от центра.
      Ноосфера — Воображаемое пространство разума с бесконечным радиусом действия. Как вам такое?(:smile:)

      • Ноосфера — Воображаемое пространство разума с бесконечным радиусом действия. Как вам такое?-

        Неа! Не тянет по логике. Поскольку, серверов должно быть бесконечно много, так как скорость распространения информации в любом пространстве, в том числе и в космосе — ограничена.

    4. Ежели отбросить все мистическое из идеи Вернадского о ноосфере ««в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1]. — ——————————————————————————————

      то останется корневое: информационная среда, информационное поле, существующее независимо от людей, посредством которого человечество может обмениваться информацией с некоторой информационной базой, существующей в этом пространстве.

      Но тогда естественным образом всплывают вопросы: любая структурированная информационная среда(поле, база данных и т.д.) — объект вполне материальный, и поэтому потребляет энергию для своего существования.

      Этот объект(ноосфера) может быть как самоорганизующимся, самодостаточным — нечто вроде живого разума в космосе или управляемым из вне, более высокоорганизованной структурой(богом? инопланетянами? Кстати, индусы придумали идею вселенского разума, разлитого во всем сущем. Даже в отдельном атоме, элементарной частице…)

      То есть, в конечном итоге мы должны придти к идее внешнего субъекта по отношению к человечеству, который концентрирует и управляет(видимо, где-то есть сервера или нечто подобное, существует подобие инета в космическом масштабе) всю созданную человеческим разумом информацию в некоторой базе данных, на некоторых носителях. Избранным представителям человечества, так сказать просветленным(проверенным на добро и зло внешними силами) открыт доступ к этой информационной база. Иногда в эту сеть вбрасывается информация от других более развитых цивилизаций и просветленные могут ее воспринимать…

      Можно предположить, что пространство ноосферы не ограничивается только Землей, а распространяется на всю нашу галактику или даже Вселенную…