Наша идеология

6
634

151208081500_original_neboРазговор в рамках вебинара №39 «Об идеологии Центра».

Нам часто задают вопрос: «В чём заключается идеология Центра? Что это— капитализм или социализм, либерализм или дирижизм, консерватизм или что-нибудь ещё?» Многие хотят получить ответ в нескольких словах — на языке формулы, выстроенном по принципу лозунга. Правильно ли это? Ведь идеология, если исключить поверхностный подход, — это собрание ценностей, благодаря которым человек ставит перед собой цели, достигает их, меняет мир вокруг себя, руководствуясь абсолютными идеалами.

ИДЕОЛОГИЯ: ДВА СМЫСЛОВЫХ НАЧАЛА

В термине «идеология» заложено два смысловых начала и два различающихся направления пирамидального смыслового строительства. Первый подход— традиционный. В учебниках, справочниках и энциклопедиях он звучит примерно так: «идеология — это собрание идей и представлений о чём-нибудь по какому-нибудь поводу». Нам представляется, что данный описательный подход является поверхностным и пассивным, т.к., из него не следуют, как из смысловой аксиоматики, пирамиды производных смыслов, целей и императивов поведения.

Второй подход — тот, который применяем мы. Он связан с представлениями о том, что существуют абсолютные ценности в жизни человека, которые не подлежат контекстному и конъюнктурному размножению смыслов. Нравственность — это абсолютный идеал. Согласитесь, что нравственности много не бывает, так же, как много не бывает категориального развёртывания смысла «человек».

Существует идеал, к которому человек, будучи человеком истинным, стремится. Этот идеал порождает начало того, что мы в контекстном значении  именуем идеологией. Идеология — это собрание ценностей мотиваторов, которые формируют поведенческий императив для человека. Эти ценности делают человека человеком и формируют его поведенческий мир.

О ценностях и настоящей свободе. При этом идеологии как ценности порождают цели. Очевидно, что без ценностей не бывает целей, которые в свою очередь только и позволяют увидеть проблемы на пути управления собственным поведением, на пути управления развитием общества и государства. Безусловно, существуют проблемы на этом пути, но они позволяют превратить их в задачи. А задачи, прежде всего, — это постановка вопросов о том, как преодолеть препятствия и проблемы для достижения целей. И уже постановка задач даёт шанс для их решения, а значит, даёт шанс для целедостижения.


Важно понимать, что человек отличается от животного тем, что он ставит и выбирает цели, а это и есть абсолютная свобода человека, данная ему главным проектировщиком нашей жизни. Свыше — только свобода выбора: ты будешь или человеком, или античеловеком. Вот это и есть настоящая свобода, а не то, что понимается либералами.

 

ТРИ СУБЪЕКТА ДЕЙСТВИЯ

Когда у человека появляется смысл жизни, то вместе с ним приходят целеполагания и миссии, а в самом движении к ним заложено право выбора пути. Именно поэтому идеология мгновенно проецируется на жизненные целеполагания и политическое пространство, когда речь идёт о взаимодействии трёх базовых субъектов действия. Это — личностьгруппа (в пределе общество)государство как социальная оболочка, которую увязывают общество, личность в интерперсональных, групповых, межгрупповых взаимоотношениях, внешних, межсоциумных или межгосударственных отношениях.

У базовых субъектов существуют неотъемлемые интересы. Смерть каждого из них разрушает эволюционный замысел человечества и движение к идеалу, где истинный человек приближается к пониманию великого природного замысла или целеполагания Господа. В этом вопросе каждый руководствуется теми изъяснениями, которые ему наиболее близки, но суть от этого сильно не меняется. И в данном ключе обозначить идеологию нашего центра как собрание высших ценностей на лозунговом языке затруднительно: жизнь человека далеко не однолинейна. И всё же: человек должен быть человеком. Общество должно быть человеческим. Государство должно быть нравственным и справедливым.

О капитализме. Какая высшая ценность и корневое начало терминообразования у капитализма? «Капитал» — деньги, основные фонды, то, что приносит приращение блага. Капитализм — это такое устройство государства, общества и человеческой жизни, где балом правит капитал. Это делает не нравственность, не высокие цели, не смысл, а именно капитал и прибыль. При этом такое объяснение дано в упрощённом варианте, ведь даже в обществе капиталистического периода эволюции человечества есть и другие вопросы. Среди них — вопросы жизни и смерти, вопросы высокого или низкого искусства, вопросы благородства или низменности, вопросы любви или обычной похоти, множество ещё вопросов, на которые капитализм отвечает известным образом.

О социализме. Главное в этом слове отсылается к «социуму», т.е., к  общественному. Речь идёт о доминировании, в основном материального свойства социальных отношений для личности, общества и государства. Из данной транскрипции вышла концепция «государства всеобщего благосостояния», известная как Welfare state. Идеи социального государства, социальной защиты, социальной справедливости и прочего социального, что касается перераспределительных вопросов (например, как создаваемое благо делится между собственником и наёмными работниками, собственниками и большинством населения, государством и большинством населения), рождались из этого источника.

Но всё-таки в жизни, в том числе в жизни социалистических государств и обществ, есть много других вопросов, кроме «корневого». И даже за такими упрощёнными формулами в духе «каждому по способностям, каждому по труду» или «каждому по способностям, каждому по потребностям» кроется нечто большее, чем демонстрируется на первый взгляд.

Сегодня я могу сказать, что идеология нашего Центра является результатом обобщения человеческой эволюции и человеческого опыта истории, оформления доминантных жизнеустройств — и капитализма, и социализма, и разных вариаций­ таких жизнеконструкций. Это обобщение проходит через вычленение главного вызова эволюции человечества, главной проблемы, на которую надо отвечать, если берёшь на себя смелость заявить: мы своим примером показываем, куда нужно идти человеку, обществу, государству, человечеству и миру. Если своим примером показываем, какая идеология как собрание целей и образующих ценностей для нас является наиболее правильной, праведной, устремленной в будущее, перспективной, гармоничной с природным замыслом жизни.

 

МАНИФЕСТ И ЕГО НАПРАВЛЯЮЩИЕ

Этот вызов издан в виде «Манифеста грядущего человечества». За этой работой стоят тома научных трудов, несмотря на достаточно короткие формулировки в книге. Все они — ёмкие, содержательные, отражающие суть наших главных посылов. Подзаголовок «Манифеста грядущего человечества» звучит так — «Быть человеком. Быть человечеством». Это означает, что в основу нашей идеологии мы закладываем критерий человека истинного, человека по образу и подобию того его портрета, тех характеристик, которые издревле даны человечеству через институт религии, институт культуры, а также через эволюционное когнитивное постижение, через построение логико-философских образов, моделей, отвечающих на вопрос: «Зачем вообще мы придуманы? Кто такой человек? В чём смысл его жизни? Куда он развивается? Что будет с ним? Что правильно? Какая сторона эволюционного движения, какая сторона истории является правильной?». Ответ очевиден — быть человеком и быть человечеством.

Но при этом возникает вопрос, а как должно быть устроено государство — либерально или социально? Для нас ответ на этот вопрос бесспорен: нравственное государство — это составная часть идеологии Центра. Это — концепт того, как должно быть построено государство как институт, как социальная оболочка, как перераспределительные механизмы, правовые, санкционные, регулирующие, участвующие в межгосударственном взаимоотношении и так далее.

Справедливое государство то, где институты, функции, механизмы, процедуры генерируют не только нравственность в человеке, обществе, но генерируют ещё и справедливость, и социальную справедливость. Закон должен быть не только суров, но и справедлив. Государство должно быть справедливым — это тоже часть нашей идеологии.

Человек для государства или государство для человека? Этот вопрос является провокационным и некорректным, так как речь идёт о едином, гармоничном, органичном комплексе. Государство придумано человеком и обществом, как социальная оболочка, которая максимизирует успешность всего конгломерата. Государство для человека, человек для государства — это взаимонаправленная система обязанностей и ожиданий, где рождается понятие социальной справедливости.


Если государство уничтожается, то в актуальном смысле оно первично, т.к., беда тогда приходит ко всем. Что случилось при уничтожении государства, нашей родины — Советского Союза? Какая беда пришла в каждый дом, какие тысячи, сотни тысяч жертв пришлось принести? Мы представляем, о чём идёт речь, а либерал — нет. Он говорит так: «Да нет, человек — это главное, не главное — это государство…».  

Цивилизационная парадигма и культура, которую после Советского Союза внедряют и строят в современной России на уровне действующей конституции — это потребительство, доминант материального над духовным, нравственным и истинно-человеческим началом. Именно на этом выстроена западная цивилизация. Безусловно, такая модель эффективна с точки зрения материального прогресса, но абсолютно бесперспективна с точки зрения мега-эволюции будущего человечества, общества и человека: либеральная доктрина сводится к неравенству, потребительству, доминанте превосходства.

Главная формула, которую мы считаем основой нашей идеологии, такова: Россия должна быть и должна быть всегда. Человек должен быть человеком, общество должно быть человеческим, государство должно быть нравственным и справедливым. Если рассуждать об этих сложных направляющих нашей идеологической платформы на уровне коротких лозунгов, то именно такой она нам представляется, и, безусловно, стоит ближе всего к социализирующему началу.

Мы давно пришли к убеждению, что гипертрофирование в треугольнике «индивидуум, общество и государство» любого из его углов недопустимо, т.к., будет не оптимально с точки зрения жизнеспособности и счастья каждого человека и всех вместе.

Когда-то Советский Союз гипертрофировал государство, что привело к дисбалансам и деформации. Современная либерально зачумленная Россия гипертрофирует индивидуум: счастлив тот, у кого есть миллиарды или кресло в Кремле. Если гипертрофировать угол «общество» из этого треугольника, то человек превращается в винтик, песчинку, а государство — в периферию. Поэтому гармония всех трёх углов и узлов должна быть!

Если говорить об идеологии под углом политического программирования, то идеология — это концентрат устройства страны. Мы хотим, чтобы наша Родина была обустроена так, чтобы каждый был счастливым и уверенным в своём будущем человеком. Это значить жить в гармонии, в семье, в трудовом коллективе, среди своего народа, быть счастливым в своей стране и в мире. Это значит быть уверенным в будущем — знать, что в нём не будет никаких авантюр, аналогичных тем, которые сегодня сотрясают нашу страну и «дарят» нам то падающие самолёты, то падающий рубль, то падающий уровень жизни, то падающее доверие к власти.

Жизнеустроение страны — это конечная картина, которая рисуется кистью под названием «идеология», а художником в данном случае является человек, сообщество, политическая партия, властвующая группировка — те, кто отвечает реально за то, как устроена наша страна. Всё это программируется, декларируется и предъявляется. И это не только многолетний итог нашего экспертного труда, заключённый в книгах «Национальная  идея России», «Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике», проекте новой Конституции, а также в Троекнижии, которое отвечает на вопросы об идеологии, которое объединило научно-теоретическую базу и теоретико-проектную базу в трёх небольших работах: «Послание России «Что с нами? Почему? Что делать?»», «Политическая платформа будущей партии», «Начальная программа будущей партии». Подчеркну, что нашу идеологию формулирует, безусловно, правовой конституционный институт, институт высших ценностей.

 

О ВАЖНОСТИ СУФФИКСА «ИЗМ»

Говорить об идеологии, не представляя её начальную точку, безответственно. Любой суффикс «изм» — не пустая словообразовательная единица, которая присоединяется к слову, преобразуя его смыслы в новые мотивирующие значения. Представьте, если «изм» приклеится к затёртому слову. На практике это будет не более чем болтовнёй. Как часто можно услышать о «гуманизме» или о «социальном гуманизме» вне контекстного поля, когда слова употребляются по принципу «лишь бы сказать». И что дальше? Проще всего придумать «новое» слово, но оно будет нежизнеспособным, так как к слову надо подходить ответственно, надо объяснять смысловую пирамиду, тем более, если говорить о чертеже жизнеустроения страны, которому предпосылается идеология.

Базовые точки отсчёта. Это те точки, которые формируют ценностную и смысловую аксиоматику, идеологию и жизнеустройство страны в виде нашего проекта Конституции.

·  Абсолютной высшей ценностью является существование самой России, родины народа России, народа с большой буквы. Это — характеристика нашего многоэтничного (при доминировании русского этноса) российского населения.

·  Высшими ценностями России являются единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России.

·  Всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании.

·  Забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния народа России.

·  Русская российская цивилизационная идентичность.

·  Единство дружбы и солидарность русского и всех братских российских народов.

·  Служение государства народу России.

·  Человеческая жизнь, достоинство и свобода человека.

·  Патриотичность и любовь к Родине.

·  Неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной дискриминации.

·  Любовь и семейность. Рождение и воспитание детей.

·  Связь поколений.

·  Сочетание традиционности и прогресса.

·  Коллективность и взаимопомощь.

·  Социальная справедливость.

·  Гуманизм и взаимное уважение между людьми.

·  Альтруизм и сопереживание.

·  Гармоничное развитие личности.

·  Честь, совесть и нравственность.

·  Идейно-духовная и мировоззренческая мотивированность человека и общества.

·  Устремлённость к идеалу.

·  Нестяжательство и преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.

·  Трудолюбие, устремлённость к творчеству.

Кто против? Кто может возразить, что это и есть отражение, отпечаток нашей тысячелетней истории, создания наиболее адаптированного по критерию жизнеспособности общественно-государственного и индивидуального типа: целеполагания, ценностного выбора, жизнеустройства, поведенческих императивов?

Что касается идентичности нашей страны, то многие спрашивают: а кому она нужна, что это и для чего? Идентичность — это соответствие своему наиболее жизнеспособному профилю.

ПАРТИЯ НОВОГО ТИПА

Понять то, что формирует нашу идеологию, поможет прочтение Троекнижия, в котором отражены ценностный перечень, идеологический выбор, наш главный программный документ — проект жизнеустройства России. И он немыслим без сообщества людей, которые будут претворять его в жизнь, когда страна начнёт разрушаться от неумелого управления. Это будущее сообщество можно назвать партией условно, так как под словом «партия» мы подразумевает наше с вами сообщество единомышленников, а вовсе не нынешние суррогаты.

Наш подход к идеологии — активно-деятельностный. Сейчас мы работаем над тем, чтобы собрать и связать людей по всей России, чтобы создать интеллектуальную информационную волну сопротивления, чтобы создать сообщество, которое будет способно уберечь и переустроить Россию. Её назначением и предметом деятельности станет конкретная и спланированная работа. 

Наша идеология — это ключ, ведущий  к пониманию многих вопросов: внешнеполитический и внутриполитический курс России, финансы, экономика, регионалистика, гуманитарный сектор, образование, здравоохранение, наука, культура, национальные и конфессиональные отношения, социальный сектор, народосбережение. А также — к пониманию соотношения нашей идеологии и либерализма.

Либерализм, который абсолютно несовместим с успешностью нашей страны, сегодня тренд и мэйнстрим. Так быть не должно, т.к. либерализм — это программа похода России на историческое кладбище. Наша будущая партия знает, как построить страну, чтобы она там не оказалась, как дать уверенность в будущем дне, счастье и психологический комфорт своим гражданам. Россия, когда наша идеология придет в её жизнь, будет совсем не такой, какой она стала в либеральном эксперименте исторической мутации и деградации.

Россия станет нравственной, справедливой, устойчивой, авторитетной  и успешной. Навсегда.

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Что отличает мышление С.С.Сулакшина в лучшую сторону от мышления Путина, так это умение мыслить стратегически и указывать конкретные пути для достижения намечаемых целей, не ограничиваясь декларациями. Думаю, предлагаемая идеология не утопична. Если дурные люди в 90-х быстро объединились и внедрили в сознание большинства людей идеологию социал-дарвинизма, то сейчас должны объединиться люди хорошие и пропагандировать идеи гуманистического общества. Для этого нужен доступ в СМИ, что, похоже, проблематично.

  2. Приятно и комфортно читать и переваривать содержимое текста, написанного человеком с четким научным мышлением — по укоренившейся с младых ногтей привычке и мышлению естественника, непроизвольно, на автопилоте сканируешь текст и ищешь логические ошибки и нестыкови…
    И, к радости, не находишь их, кроме мелочей. К радости — потому что давно прикипел к центру Сулакшина С., прикипел умом и душой — а это самый прочный клей на свете!
    Хотя тексты Сулакшина С., его центра, вся его интеллектуальная деятельность, подобны стройной и красивой пирамиде Мавроди(чисто внешнее сходство), но ее фундамент и внутренняя структура и, особенно, венчающая ее заманчивая и красивая вершина-цель(НРАВСТВЕННОЕ СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО) — антагоничны эфимерной пирамиде Мавроди, как и насильственно строящейся либеральной пирамиде в России.

    Что касается «…Современная либерально зачумленная Россия гипертрофирует индивидуум: счастлив тот, у кого есть миллиарды или кресло в Кремле. Если гипертрофировать угол «общество» из этого треугольника, то человек превращается в винтик, песчинку, а государство — в периферию. Поэтому гармония всех трёх углов и узлов должна быть!..» — то образ треугольника:
    индивидуум-общество-государство логично было бы расширить до образа пирамиду с треугольным основанием.
    Вершиной пирамиды(четвертая координата) должна быть НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, в общем случае — ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ.
    В случае совпадения этого измерения для всех субъектов — получается правильная пирамида, устремленная ввысь. Ежели координата одного или двух субъектов блики к нулю,- то получается скособоченная пирамида уродливой формы.
    То есть, такой пространственный образ четко бы диагностировал нам состояние социума, его деформации. Кривая пирамида — кривой и социум. Стройная пирамида 0 правильный, гармоничный социум.
    Ну а самая правильная и совершенная пирамида(своего рода объемная социальная дельта функция) устремлена своей вершиной далеко ввысь, к нравственному государству, нравственному индивиду и нравственному обществу. И все эти координаты имеют одинаковое значение(Нравственность)
    Резюме: текст и идеи, изложенные в нем, свежи, непротиворечивы, не догматичны, логически непротиворечивы и не изложены ни в одном учебнике по социологии, болтологии и политологии.
    И оставляют простор для размышлений…

  3. Не согласен, что «Новый Интернационал соединит человечество!». Повторяется ошибка основоположников марксизма и принятая в СССР как безоговорочная истина, что возрождение России придёт с Запада. Если рассмотреть психологию обычных людей на Западе и РФ снизу, то они диаметрально противоположны (это не исключает, что отдельные личности на Западе могут быть полезны для России, здесь речь идёт об основной массе людей). Назовём их условно индувидуализм и коллективизм (не будем сейчас углубляться в эти термины). Возрождение же некоего интернационала будет лишь быссмысленной потерей ресурсов и времени для России, не случайно же Сталин отказался от 3 интернационала. Надежда, что Запад сам очиститься нет, Россия должна лишь думать как самой ей возродиться, опираясь на собственные силы. Поэтому Степан Степанович не правильнее ли обращаться лишь ко всем честным гражданам РФ?

  4. Вы говорите альтруизм и сопереживание, а в нобелевской лекции Светлана Алексиевич говорит об СССР «Я жила в стране, где нас с детства учили умирать. Учили смерти. Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой». Смогли бы отстоять СССР в ВОВ, если жили бы по либеральному принципу Алексиевич и ей подобных.