И ещё раз о выборах

    0
    353

    Классический случай современности, когда в любой стране во время любых выборов предвыборная риторика и послевыборная практика не соответствуют друг другу. Это неправильно, но, к сожалению, объективно. Действует принцип едва ли не как у торгашей: не обманешь – не продашь. Перед кандидатами стоят задачи мобилизации и привлечения голосов избирателей, а это диктует определенные законы информационных кампаний, и законы эти надо выполнять, иначе проиграешь. Все кандидаты действуют в рамках этих законов. Такова циничная сторона демократии. Досадно, конечно, когда лицо, избираемое на ответственнейший пост, не отдает должное обязанностям, которые будет исполнять на этом посту.

    Оптимальной мне кажется следующая картина: кандидат на выборах и его команда являются высокопрофессиональными людьми, готовыми занять «вакантную» должность, для этого они вырабатывают программу развития, свою предвыборную платформу, которую будут профессионально и ответственно выполнять.

    Тогда после выборов нет проблемы. В проекте конституции, разработанном нашим Центром, записано, что вновь избранный президент своим первым указом утверждает предвыборную программу как программу развития страны.

    Напомню, что это возможно при условии высокого профессионализма.

    Посмотрим на российский политический бомонд. Можно ли считать, что требование профессионализма выполняются? Конечно, нет. Постреволюционное время еще не завершено. Так называемые линейные карьерограммы, когда большой руководитель проходит все ступени профессионального роста, совершенно не являются правилом. Наоборот: случайные люди, люди с улицы попадают в самое «ответственное» кресло, и им хватает смелости садиться туда, хотя к этой ответственности они совершенно не готовы. Но когда-то будет сказано, как в сказке, что король-то голый. Короли не имеют нужного образования, опыта, способностей и талантов для этих постов.

    Но проблема еще серьезнее: у нас должностное лицо ни за что не отвечает, и за провалы в своей деятельности по действующей конституции никакой ответственности не несет, потому что вопросы, которыми он занимается, находятся в его ведении. Ты «поведал» ими четыре президентских года, а спрашивать с тебя никто не имеет права. Возможность политической оценки результатов деятельности государственных органов по нынешней конституции вообще не существует. Это прямой путь к деградации и власти, и страны. С этого я и начал: страна деградирует.

    Но выход есть. И первый шаг — это изменение конституции.

    Необходимо требовать от экспертов, консультантов, представителей СМИ стать более ответственными по отношению к кандидатам, ведь результат выборов приходит в жизнь каждого гражданина и страны в целом.

    Главная особенность прошедших думских и президентских выборов в том, что они подтверждают тенденцию начала 1990-х годов, а тенденция эта ведет к отрыву реального волеизъявления граждан страны, связанного с их насущными проблемами и интересами, от итогов выборов. Этот разрыв нарастает, во-первых, потому что растет роль политтехнологий: не обманешь — не продашь, о чем я уже говорил. Манипулировать научились хорошо, особенно когда в это вкладываются большие деньги.

    Вторая причина в том, что так называемый административный ресурс все более активно и абсолютно безнаказанно вмешивается в процедуру волеизъявления, голосования. Расчеты показывают, что с каждыми новыми выборами влияние административного ресурса нарастает, а значит, достоверность итогов все меньше. Я должен сказать, правда, о серьезной попытке оздоровить избирательную процедуру, которую В.Путин осуществил в период от декабря до марта. Эта попытка дала свой результат: победа В.Путина действительно состоялась в первом туре.

    Разрыв интересов социума, страны, с одной стороны, и правящей верхушки, ее политической линии, программ и действий, с другой, — это огромная проблема.

    Когда водитель перестает различать дорогу, утрачивает понимание того, как работать рулем и на какие педали нажимать, то отрыв субъекта управления от объекта управления неизбежно приведет к аварии. То же самое происходит сейчас в России в связи с тем, что должной оценки опасности и необходимых усилий по искоренению рисков не происходит. Административный ресурс работает на воспроизведение себя во власти и против интересов эффективности страны. Такие разрывы кончаются плохо.

    Источник