Новая госкорпорация — «Роскосмос», как диагностика России

    0
    269

    Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин, эксперт Центра Шишкина Наталия

    Разговоры о создании госкорпорации «Роскосмос» зазвучали ещё в 2014 году, но только сейчас в Госдуму Президентом был внесен законопроект. Согласно ему, корпорация контролируется Счётной палатой и иными государственными органами в соответствии с законодательством. Цели создания корпорации – реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в области космической деятельности, в частности, она будет разрабатывать проекты государственных программ и признавать не действующими акты своих предшественников в космической отрасли. По сути, госкорпорация «Роскосмос», как и другие госкорпорации, наделяется полномочиями в законодательной сфере. Госкорпорации будут переданы в полном объеме бюджетные права и обязанности Федерального космического агентства, она будет выполнять функции уполномоченного органа Российской Федерации на международной арене.

    Что такое госкорпорация?

    Госкорпорация – это некоммерческая
    организация, учрежденная на основании Федерального закона о её создании с целью
    осуществления социальных, управленческих и иных общественно-полезных функций.
    Массовое появление госкорпораций началось в 2007 году.

    Госкорпораций в России насчитывается
    пять:

    1.      ВЭБ

    2.      Агентство по
    страхованию вкладов

    3.      Ростех

    4.      Росатом

    5.      Фонд
    содействия реформированию ЖКХ

    Шестая госкорпорация – «Олимпстрой»
    — была не так давно ликвидирована, госкорпорация «Роснано» в 2011 году была
    переформатирована в ОАО, а ещё раньше, в 2004 году, была ликвидирована первая
    госкорпорация России «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».
     Остальные предприятия, которые
    часто называют госкорпорациями, таковыми, как ни странно, не являются
    .
    Странно, потому как, строго говоря, к госкорпорациям не относятся ни РЖД, ни
    Газпром, ни Роснефть, ни ВТБ. РЖД, ВТБ,  Газпром и Роснефть – это открытые
    (публичные) акционерные общества, а не госкорпорации.

    Госкорпорации

    Существующие: ВЭБ, Агентство по страхованию
    вкладов, Ростех, Росатом, Фонд содействия реформированию ЖКХ.

    Ликвидированные: Олимпстрой, Агентство по
    реструктуризации кредитных организаций

    Планируемые: Роскосмос

    Государственная компания

    «ГК Автодор»

    Федеральные государственные
    унитарные предприятия

     «ВГТРК»,
    ФГУП «Кремль», «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ»,
    «Росморпорт», «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», «Космическая связь», «Почта России»,
    «Гознак», «НПО Микроген», НИЦ «Курчатовский институт», «НПЦ автоматики и
    приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина», «НПО имени С.А. Лавочкина»,
    «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», «ЦНИИМаш»

    Некоторые открытые (публичные)
    акционерные общества с государственным участием

    СМИ: «Первый канал»

    Транспорт
    и связь:

    «Аэрофлот»,«Современный коммерческий флот», РЖД, «Ростелеком»,

    Банки,
    кредиты, инвестиции:

    ВТБ, «Россельхозбанк», «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»,
    «Российская венчурная компания», «Росагролизинг»

    ТЭК: «Роснефть», «Транснефть»,
    «Зарубежнефть», «Интер РАО ЕЭС», «ФСК ЕЭС», «Россети», «Русгидро», «Газпром»,
    «Системный оператор Единой энергетической системы»

    Разработки
    и конструирование:

    «Роснано», «Объединенная судостроительная корпорация»,  «Объединенная
    авиастроительная корпорация», предприятия и НИИ концерна в сфере ВПК «Концерн
    ВКО «Алмаз-Антей» , « Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им.
    С.П.Королева»

    Туризм,
    картография:

    «Курорты Северного Кавказа», «Роскартография»

     Химическая
    промышленность:
    «Росхимзащита»  

    Отличие госкорпорации от унитарных
    предприятий и акционерных обществ в том, что госкорпорация – это некоммерческая структура, в отличие от
    унитарной и акционерной организации. Учреждается и ликвидируется она
    федеральным законом. Имущество и финансовые средства, переданные
    госкорпорациям, не являются государственной собственностью, в отличие от ФГУПов,
    и на них не распространяется контроль ряда государственных органов.
    Отчитываются госкорпорации только Правительству, причем публикация отчетов не
    является обязательной. Также и публикация доходов глав госкорпораций
    осуществляется в добровольном порядке, что связано, согласно странным словам
    Президента
    , с тем,
    что в госкорпорациях работает немало иностранных специалистов и обязать их
    публиковать доходы Россия не может, а ставить в неравные условия россиян и
    иностранцев в госкорпорациях некорректно.

    Главным отличием госкорпораций от
    других форм является фактическая передача им государственных функций, о чем
    ЦНПМИ писал ещё в 2009 году, при этом бюджетное
    законодательство и законодательство о госзакупках на них не распространяется.
    Последнее дает возможность госкорпорациям проводить аукционы и конкурсы в
    произвольном порядке, что уже привело к ряду крупных коррупционных скандалов.
    Кроме того, Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпораций, а
    госкорпорации не отвечают по обязательствам Российской Федерации. Но при этом
    они являются бюджетополучателями. По
    крупному содержанию новации – это почти бывшее министерство с хозяйственными
    функциями, но фактически со значительным элементом приватизированного
    хозяйствующего субъекта.
    Одна из форм ползучего минимизирования государства
    по либеральным идеям и формирования непрозрачного теневого бюджетного
    механизма. С другой стороны, концентрация активов представляет собой
    целесообразный для нашей страны механизм. Что превалирует: смысл и польза или
     старый – новый поход за разгосударствлением и коррупционное и нецелевое
    обращение с госбюджетными ресурсами?  

    Госкорпорации: эффективность

    В свое время, будучи президентом
    России, Д.А.Медведев открыто заявлял о возможности дальнейшей приватизации госкорпораций. По сути,
    провозглашалась легализация ещё одной волны приватизации, метко названной в
    народе «прихватизацией», так как в данном случае она могла включать почти
    полностью целые отрасли промышленности («Ростех», «Росатом», в будущем и
    «Роскосмос»).  Так и произошло: сначала госкорпорации превращаются в
    открытые акционерные общества с контрольным пакетом акций у государства, а
    впоследствии государство распродает контрольный пакет акций в частные руки.
    Пример — система железных дорог, национальная эффективность которых после
    реформ по Ясину заметно снизилась. Перевозит воздух и строит новые пути не для
    транспортировки, а для отстоя неиспользуемого децентрализованного частного
    вагонного парка. А также дергается туда-сюда по поводу пригородных электричек в
    связи с отменой перекрестного субсидирования, совершенно естественного для
    сложных диверсифицированных хозяйственных комплексов, каковыми, в частности,
    являются естественные монополии. Разрушительные для национальной экономики
    последствия налицо.

    В этом плане государственные
    унитарные предприятия, приватизация имущества которых запрещена, а право
    собственности закреплено за государством, немного более безопасны. Имущество
    такого предприятия не может быть разделено (отсюда и название – унитарные) и
    распределено по вкладам либо акциям. Такое предприятие, фактически, принадлежит
    государству, подчиняется государству, развивается за счет вложенных
    государственных средств. Но и здесь происходит приватизация – согласно плану приватизации на
    2014-2016 годы
    ,
    535 унитарных предприятий должны стать частными. Только за 2011-2013 годы
    количество ФГУПов сократилось в 1,6 раза (с 3517 до 1181).

    В 2011 году произошло акционирование
    госкорпорации «Роснано». Правда, изменений в высшем руководстве не произошло –
    если ранее А. Б. Чубайс был генеральным директором госкорпорации, то сейчас
    стал председателем правления. Согласно стратегии развития компании до 2020
    года, контрольный пакет акций «Роснано» переходит в частные руки, если общая
    выручка от продаж составит 300 млрд.рублей в 2015 году. Получается такая
    ситуация: если предприятие не приносит достаточной прибыли, то в него
    инвестирует государство (за свой счет, естественно), как только компания
    становится прибыльной, она уходит в частные руки. Логика вполне либеральна:
    государство должно обслужить, пока нет прибыли, а затем прибыль уходит в
    частные руки.

    В 2009 году Генпрокуратура провела
    проверки по всем семи существовавшим на тот момент госкорпорациям. Согласно
    докладу генпрокурора России Ю. Чайки, почти во всех были найдены нарушения по
    использованию имущества и бюджетных денег. После этого в СМИ регулярно
    появляются заметки о коррупционных скандалах госкорпораций и нецелевом
    расходовании бюджетных средств.

    О доходности госкомпаний в целом и
    госкорпораций в частности свидетельствуют такие слова Президента: «Хочу
    напомнить, мы договаривались об общем правиле выплаты дивидендов в пользу
    государства: не менее 25 процентов от чистой прибыли. Однако по итогам
    последних двух лет это требование выполняет чуть больше половины госкомпаний, а
    некоторые и вовсе добились отдельных решений Правительства не выплачивать
    дивиденды или заметно урезать их объём». Минуточку! Прибыль госкорпорации, которая по всем канонам принадлежит государству
    отдается ему, как собственнику только на 25%. А 75% уходит в карман менеджмента?

    Напомним, что прибыль – это часть выручки после выплат всех налогов, зарплат,
    амортизаций и инвестиций. Это чистая прибыль – успех собственника. Когда и где
    собственник так запросто отдавал свою прибыль частным лицам, даже пусть и
    наемным менеджерам на его предприятии? Почему государство отказывается от 75%
    принадлежащей всей стране (это доходы госбюджета) прибыли? Почему она идет в
    карманы Сечиным, Миллерам, Набиуллиным вместо того, чтобы идти на
    здравоохранение, образование, науку, оборону, культуру, строительство дорог
     и т.п.? Напомним, что то же самое (только в иной пропорции) происходит с
    Центробанком, который в нарушение законодательства получает прибыль, как
    какой-нибудь коммерческий банк, и не отдает ее полностью государству. Что это
    как неявное прикарманивание государства – верх коррупции, беспрецедентный новый
    тип мегакоррупции? На деле – Россия превращается в т.н. приватизированное
    государство. Мало того, что общество лишается своей надежы и опоры в виде
    собственного государства, так оно само, попросту говоря,  обкрадывается!

    Получается, что на высшем уровне
    «освящено»,  признано и поддержано превращение инструментов развития
    страны в кормушки отдельных личностей, при этом за счет бюджетных средств,
    формируемых из налогов физических и юридических лиц, налогов на прибыль
    предприятий, косвенных налогов и акцизов, пошлин, неналоговых сборов,
    региональных и местных налогов. Всё население страны содержит госкорпорации –
    при этом госкорпорации успешно лоббируют свои интересы и имеют ряд преференций
    (в частности, имущество госкорпораций, переданное им государством,
    освобождается от налога на прибыль). Имеют зарплаты своих наемных менеджеров на
    уровне сотен тысяч рублей в час.

    При этом эффективность госкорпораций оставляет желать лучшего. Уже можно
    делать совершенно определенные и неутешительные выводы. Например, реформа ЖКХ,
    для которой создавался «Фонд содействия реформированию ЖКХ», проходит таким
    образом, что  ответственность и расходы за ремонт жилья перекладывается на
    плечи самих граждан. В таком случае само существование спонсируемой из
    федерального бюджета, формируемого посредством налогов, пошлин и сборов,
    госкорпорации становится бесцельным.

    Собственно,  показатели эффективности ещё даже не
    разработаны – предложение лишь в конце 2014 года было озвучено Президентом
    России  В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию. Получается, что
    много  лет существуют корпорации, имеющие статус «государства в
    государстве» и огромные преференции, деятельность которых касается важнейших
    отраслей экономики страны, но у которых не было критериев оценки.

    Эффективность госкорпораций
    ставилась под сомнение ещё во времена финансового кризиса 2008-2009 годов, но
    государство не делает никаких выводов.

      Вместе с тем, понимая, кто
    персонально занимает вкусные посты руководителей госкорпораций, и кто все это
    затеял и развивает, нужно понимать и другое. Гораздо более важное и опасное для
    страны. Создается новый тип
    корпоративного государства, переходящий в иную стадию мегакоррупции – стадию
    приватизированного государства.
     Государственный бюджет странным
    образом перекочевывает в теневой механизм. Группа «соратников» фактически
    представляет собой своеобразную политическую хунту, которая уже форматирует и
    политический процесс, выборную систему и механизм монополизации власти  и
    самовоспроизводства себя и своего политического лидера во власти бесконечно.
    Благосостояние этого спаянного коллектива и всех, кто у него на кормлении и в
    прислуге, конечно растет. Но не этот ли новый тип государства отвечает, наряду
    с либеральной догматикой.  за тотальную деградацию страны, сползание ее от
    кризиса к кризису к неизбежному коллапсу? Либеральная космополитическая
    современная Россия «дарит» миру новое, совершенно неприглядное явление.

    Атомная энергетика, огромное
    количество стратегически важных предприятий, а теперь и космическая отрасль
    перейдет в формат госкорпорации. К мысли о необходимости перемен в космической
    отрасли подталкивали достаточно давно, недавние аварии стали ещё одним поводом
    начать говорить о финансовых нарушениях Роскосмоса и его неэффективности.

    Любопытно, как привлекается
    внимание
    именно к
    провалам космической отрасли. Например, делается фоторепортаж о 12 авариях за
    два года – при этом в подписи к фотографиям стоит дата 2010 года (то есть
    фактически прошло уже больше двух лет). Заголовок заведомо ложный и вводящий в
    заблуждение. Как говорится, значит это кому-то очень нужно.

    Если считать неуспешные запуски за два года (с 2013 года), то в
    2013 году из 27 запусков был 1 неуспешный и 1 аварийный запуск, в 2014 году из
    26 произведенных был всего один неуспешный запуск. В 2015 году 16 мая запуск
    «Протон-М» был неуспешным, частично успешным был запуск и 28 апреля. Об этом
    известно многим, но информация о том, что кроме этих двух не совсем удачных
    запусков было 4 успешных, не очень транслируется.

    Количество успешных и неуспешных
    запусков «Роскосмоса» по годам, по данным «Роскосмоса»

    Курирующий
    космическую отрасль Д. Рогозин уже пообещал провести системную реформу отрасли,
    к которой, видимо, и относится создание госкорпорации. При этом, как показывает
    опыт уже существующих госкорпораций, коррупционная составляющая в таком случае
    только повышается, растет и социальная неравенство на основе корпоративной
    принадлежности. Так, разница между среднестатической ежемесячной заработной
    платой (31566 рублей за первый квартал 2015 года по данным Росстата) и средней
    заработной платой генерального директора «Росатома» в месяц (1,8 млн. рублей) составляет 57 раз. А с зарплатой г-на Сечина в Роснефти (15-20 млн рублей) 633
    раза. В мире таких примеров практически нет. Российское «изобретение»!

    Создание новой госкорпорации связано вовсе не с желанием провести системную
    восстанавливающую реформу. Несомненно, какие-то позитивные изменения
    космическую отрасль с появлением госкорпорации затронут, поскольку наращивать
    прибыль корпорации будет необходимо. Однако практика акционирования госкорпораций с последующей возможностью приватизации создает высокий риск
    приватизации и космической отрасли. О многом поведет аналитику и назначение
    главного лица новой госкорпорации. Вышепредложенная модель нового типа правящей
    политической лоббистской теневой хунты продолжает созревать, оформляться и
    обретать свои системные черты.  

    Конечно, говорить о том, что
    российская космическая отрасль не нуждается в  реформировании не
    приходится – но этот системный кризис связан не с отдельной отраслью, а с экономикой и либеральным государством в
    целом
    . Нет достойных условий  работы и жизни, нет стратегии и самого
    ценностно и целеполагаемого управления, ухудшается доступ и качество
     образования, деградирует наука, бегут из страны мозги, разрываются связи
    между образованием и промышленностью, а в результате – нет стимула к учебе
    начиная со школьной скамьи, нет достойной смены уходящему поколению
    специалистов высокого класса, не хватает квалифицированных рабочих рук. Страна
    из статуса научно-технологически высокоразвитой перемещается в разряд сырьевых
    придатков.

    Модернизация экономики, импортозамещение, восстановление космических позиций
    страны не могут состояться,  пока не будут решены и главные системные
     задачи деформированной страны. Но эти задачи не могут быть решены должным
    образом в рамках  текущей либеральной модели государства. Без ее смены –
    перспективы успешности России не просматриваются. Просматривается системный
    кризис и угрозы коллапса.